mojdomletaet: (Nefertiti)
[personal profile] mojdomletaet
Оригинал взят у [livejournal.com profile] mknizhnik в ЕВРЕЙСКИЙ АКЦЕНТ В РУССКОМ АВАНГАРДЕ. Часть 2.
И завыли по-волчьи запасники:
«Мы – не частники. Мы не участники
в гнусной краже искусства России.
В склады краденого нас превратили…
Чем вас живопись так испугала,
если прячут в подвалах Шагала?..
И устои Кремля исполинского
рухнут,если покажут Кандинского?»

Евгений Евтушенко. 1971.

Как мы уже говорили в первой части, в СССР еврейство не было поставлено перед выбором между интернационализмом и поиском культурной идентичности, но это справедливо только вплоть до возникновения Государства Израиль. Во время же сталинской кампании по борьбе с космополитизмом и после ее прекращения евреи оказались под подозрением в скрытой лояльности Израилю. А после разрешения евреям выезжать в Израиль каждый из них стал автоматически рассматриваться властями и окружающими как потенциальный эмигрант. Это отталкивало еврейских художников в сторону нонконформизма, приводило их к внутренней эмиграции, и часто - к вынужденному отъезду из страны. Полуофициальный статус евреев как потенциальных эмигрантов создал психологическую дистанцию между ними и остальным советским населением. Они оказались, по меткому определению Бориса Гройса, "на краю или в углу", это положение дистанцирования от советской действительности приводило к появлению двух направлений в еврейской культурной среде: к поискам еврейской национальной идентичности, что наблюдалось у многих художников 60-70 годов, и к выходу в "универсальное", к насмешливой игре с символикой и идеологией социализма, к неприятию массовой культуры и к уходу в нонконформизм у большинства художников 70-80 годов.

Художник Михаил Гробман говорит о "втором русском авангарде так: "Нас называли диссидентами, нонконформистами, давали самые нелепые названия, в основном придуманные западными журналистами. Я ввел термин «второй русский авангард», и долгое время его никто не принимал, предпочитая другие названия. Теперь все пользуются этим термином..." Началом второго авангарда можно считать 1957 год, когда в Москве в во время международного фестиваля молодежи и студентов прошла выставка произведений современного западного искусства. Знакомство с этим искусством оказало огромное влияние на творчество многих советских художников: идеи европейских и американских художников оказались толчком к созданию своей новой эстетики. По мнению Гробмана, только они, а не просто подражатнли западным образцам имеют право называться настоящими авангардистами.

Михаил Шварцман (1926-1997), представитель второй волны русского авангарда, художник-монументалист, мистик и философ, педагог, великолепный график, родился в семье нэпмана. После окончания эпохи НЭПа семья вынуждена была скрываться от преследований власти, отца репрессировали и он вскоре погиб в лагере, мать сослали в Сибирь, а мальчика отдали в интернат, откуда он прямиком ушел в армию в 1944 году.



Демобилизовавшись в 1950 году, Шварцман учился в Строгановском училище, после блестящего окончания которого занимался оформлением книг, промышленным дизайном, рисовал плакаты. У него сложился свой стиль «другого искусства», не похожий ни на один из существовавших в то время.


Свои произведения художник стал называть «иературами», а свою концепцию – «иератизмом», производя этот термин от древнегреческого hieros – «священный», «знаковый» – и считая ее «языком третьего тысячелетия». «Это Структурный Закон Универсума, первопринцип, по которому строится многоуровневая иерархия космогонических сил и начал. Иература проявляется визуально как система кодов, определяя взаимодействия пространства-формы-света-поверхности..."



( если честно, я ничего не поняла ни в определении, ни в самих работах, видно, мне не дано). При жизни Шварцман почти не продавал своих картин, только после его смерти в 1997 году его работы вошли в наиболее значительные, в основном частные, собрания «неофициального» искусства,


а в России первая персональная выставка шварцмановских иератур состоялась в 1994 году.

Оскар Яковлевич Рабин (рожд.1928), знаковая фигура советской независимой культуры, возникшей в эпоху «оттепели», родился в Москве в семье врачей, рано остался сиротой, учился в студии Е.Кропивницкого, который в годы войны заменил ему родителей. Затем учился в Рижской Академии художеств, в эти юношеские годы увлекался романтизмом.



В 1948 Рабин поступает сразу на 2 курс Суриковского училища в мастерскую Сергея Герасимова, но уже через год его исключают за "формализм" и он возвращается к Кропивнцкому, вокруг которого создается "Лианозовская группа". Лагерный барак, в котором жили в Лианозово Оскар с женой, Вылентиной Кропивницкой, становится центром притяжения творчесой интеллигенции, очагом неофициального искусства, как позже и их квартира в Москве, где устраиваются выставки, вечера поэзии, получившие известность на Западе.



Рабин, продолжая традиции европейского импрессионизма 20-х годов и желая отразить абсурдность, антигуманность среды обитания советского человека, использует в своих работах искажение перспективы, деформацию предметов, нарушения масштаба. Они производят мрачное, гнетущее впечатление, недаром на Западе его называли "Солженициным в живописи". Пресса критикует Рабина за "очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма".



"Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности."— «Советская культура» 14 июня 1966 года.



После того, как в 1974 году Рабин был инициатором и участником "Бульдозерной" и "Измайловской" выставок, он был обвинен в тунеядстве, постоянно подвергался нападкам, а после санкционированной властями поездки во Францию в 1978 году, был лишен гражданства и вынужден был остаться в Париже. Только в 1991 году, после возвращения ему годом раньше гражданства, состоялась его первая выставка в Москве, в Третьяковской галерее. ( Просто к сведению, как пример: в 2007 году продано 28 работ Оскара Рабина на общую сумму 1.339.106 евро.)

Жутовский, Борис Иосифович (рожд.1932) родился и живет в Москве. Закончил факультет художников книги Полиграфического института. "Человек широкой культуры, поистине безграничных интересов, веселый остроумец, на долю которого судьбой была отпущена полная мера болей и трагедий, байдарочник-путешественник и альпинист, философ и литератор, живописец и график, иллюстратор.... Он — профессионал, для которого «святое Ремесло» всегда с большой буквы..."(Нина Геташвили).
Сам он рассказывает о себе: "Мой отчим – из дворянской семьи на Тамбовщине. Когда ему был 21 год, случилась революция. Трижды он поступал в университеты, но его выгоняли, потому что он не был пролетарием."
"У одного прадеда было 15 детей, все работали в Белоруссии на железной дороге. Другой прадед по дедовой линии жил в деревне под Ржевом и занимал лапти, чтобы пойти на свадьбу в церковь. Как страна жила, так и семья жила. Молчали. Жить было страшно. Страх – доминанта жизни Советского Союза. Страх немного отступил, когда умер Сталин."



Знаменитая Выставка в Манеже в декабре 1962 года и личный скандал с Н. С. Хрущевым: «А кого изобразил Б. Жутовский? Урода! Посмотрите на его автопортрет. Напугаться можно. Как только не совестно человеку тратить свои силы на такое безобразие..." Н.С.Хрущев.
"Когда мы вышли из Манежа, у нас было ощущение, что стоят воронки и нас сейчас заберут. Страх. Но за этим ничего толком не последовало. Уже не сажали.Но два года я был без официальной работы." И 17 лет в СССР не выставлялся, но триумфально был экспонирован во многих городах мира.



"Через 8 лет Хрущев вдруг пригласил меня на свой день рождения (оказалось - последний) и сказал мне: "Ты на меня зла не держи; кто меня в Манеж завел – не помню". И добавил: "кто-то из больших художников сказал мне "Сталина на них нет", я так разозлился на него, а стал кричать на вас". Лукавство. Политики – это отдельные животные."
"Первая персональная выставка у меня была в 58 лет. Это было в 90-м году в Доме художника. За два года до выхода на законную пенсию. Такая страна! Но я, между прочим, иногда жалею о переменах. Потому что в то время я имел сопротивление. Было через что пробиваться! У меня были враги. А теперь я сам по себе."



Его серия "Последние люди империи" содержит более двух сотен графических портретов видных деятелей второй половины 20 столетия, писанных с натуры. Со многими из них художник Борис Жутовский был в хороших личных и даже дружеских отношениях.


"...На стене прозвенела гитара,
Зацвели на обоях цветы.
Одиночество Божьего дара -
Как прекрасно и горестно ты!"
Александр Галич.

"Живопись - это же любимая игра! Она должна доставлять удовольствие и мне, и тому, кто на это будет смотреть. Я не хочу быть лучше кого-то, это само по себе должно быть вкусно. Живопись должна источать энергию. А иначе — зачем?"



Источник
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

mojdomletaet: (Default)
mojdomletaet

September 2016

S M T W T F S
    123
45678910
1112131415 1617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 01:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios