mojdomletaet: (Nefertiti)
[personal profile] mojdomletaet
Оригинал взят у [livejournal.com profile] mknizhnik в ЕВРЕЙСКИЙ АКЦЕНТ В РУССКОМ АВАНГАРДЕ. Часть 1.
"Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить."

Максимилиан Волошин
Недавно в Москве прошла выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. ", на которой были представлены работы художников с 1910 по 1980 годы. Она дала повод поговорить на тему о вкладе в искусство советского времени и особенно так называемого "нового, неакадемического" искусства художников еврейского происхождения, их роли в становлении русского авангарда первой, второй и, условно говоря, третьей волны.


В творчестве этих художников, за малым исключением, трудно проследить еврейскую идентичность, темы жизни местечек и еврейских традиций отходят у большинства из них на второй план, на смену им приходят темы интернационализма, строительства нового социалистического мира, новой культуры большинства. Советский авангард даже с введением метода социалистического реализма стремился, отказавшись от следования чистым национальным традициям, взять из них "самое лучшее" и участвовать в становлении новой пролетарской, единой для всех народов страны культуры.
Показательна в этом отношении судьба Натана Альтмана (1889—1970), родившегося в Виннице в семье торговца, мечтавшего стать художником, но для того, чтобы иметь возможность быть в центре художественной жизни в столице, еврею надо было иметь образование. Он проводит 2 года в Париже, знакомится там с Шагалом и кружком молодых авангардистов,



возвращается в Россию, сдает экзамен на художника по вывескам и в 1912 году приезжает в Петербург. Там он знакомится с богемой, участвует со своими кубистическими работами в выставках "Мира искусства", знакомится с Анной Ахматовой.



Критик Л.Бруни писал о его портрете Ахматовой, что "это не вещь, а веха в искусстве". Она навсегда осталась для нас такой, какой её увидел Альтман., хотя сама она свой портрет не любила, считая, что "эта стилизация" не имела ничего общего с ее личностью. Революцию 1917 года художник, встретил с восторгом. Он активно подключился к работе на благо советской страны. В 1918 году Альтман художественно оформляет первый советский парад, посвящённый годовщине Октябрьской революции. Альтман много работал в театре,



в 1928 году с Еврейским театром едет на гастроли по Европе. Театр имел огромный успех, Альтман на 7 лет остаётся в Париже. В 1936 году он вернулся в СССР, но не вписался в художественную соцреалистическую схему, жил в основном книжными иллюстрациями и оформлением спектаклей.



В его творчестве еще были сильны еврейские мотивы и обращение к Ветхому завету.

"Отвержение мечтательной романтизации еврейского местечка, которой занимался Шагал, было неизбежным для молодых еврейских художников, вступивших в новую эру индустриальной революции, рабочего коллективизма и массового спорта." (Борис Гройс).

Начало этому явлению положил переход большой группы студентов (в основном евреев) витебского Художественного училища в 1919 году на сторону Малевича в его конфликте с Шагалом. Малевич со своим супрематизмом* "победил" не только потому, что тема еврейского местечка и ее идеализация перестали быть актуальными, но и потому, что он предложил им метод отказа ото всех и всяческих изображений, что давало возможность вернуться к более древней и высокой еврейской традиции - иконоборчеству: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5). Как пишет Б.Гройс, Малевич с его "Черным квадратом" подобно Моисею привел еврейских художников в обетованную землю абстракции и модернизма, которые не мешали им, оставаясь художниками, следовать еврейской традиции, возможно даже не осознавая этого.
Эль Лисицкий (Лазарь Мордухович) (1890-1941), родился в семье ремесленника, учился в Смоленске, затем получил образование инженера-архитектора, увлекся еврейской тематикой.



В 1918 году в Киеве Лисицкий даже стал одним из основателей «Култур-лиге» — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства. По приглашению Шагала в 1919 году переехал в Витебск, но с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму и подписывает свои работы «Эль Лисицкий». Являясь одним из выдающихся представителей русского еврейского авангарда, он способствовал выходу супрематизма в архитектуру.



Интересны его "проуны" (проекты утверждения нового) - объемно-пространственные композиции, попытка преодолеть границы разных видов искусства, сблизить живопись и архитектуру. Лисицкий активно работал в книжной иллюстрации, увлекался фотографией и фотомонтажом,



плакатным искусством и особенно архитектурой. Умер в Москве в 1941 году от туберкулеза.
Авангардисты увидели мир детскими удивленными глазами, радость цвета и красоты предметного мира затмила для них все. Не случайно в их работах практически не встретишь драматизма и тем более обличений, все это появится гораздо позже.
Илья Чашник (1902-1929), родился в Витебской губернии, в большой семье, где было 8 детей, и уже с 11 лет, после переезда семьи в Витебск, начал по 10-11 часов работать в оптической мастерской. Сначала он посещал воскресную художественную школу Пэна, а после приезда в Витебск Шагала начал заниматься у него. но вскоре переходит к Малевичу и становится самым верным его учеником.



Он переезжает с ним в Петроград в 1922 году, работает в области промышленного и архитектурного дизайна, художником по фарфору на Ленинградском фарфоровом заводе. Чашник был апологетом супрематизма, жил идеей революции в живописи, но очень мало успел - умер от перитонита в возрасте 26 лет.



Последними его словами были: «Передайте Малевичу, что я умер, как художник нового искусства».
Еще одним , ярким представителем супрематизма как базового направления в искусстве и архитектуре 20 века, творцом русского авангарда был Лазарь Хидекель (1904-1986). Он родился в Витебске в семье архитектора. уже в 14 лет стал учеником Марка Шагала, в 15лет - ученик и подмастерье в архитектурной мастерской Эля Лисицкого, а в 16 - ученик Малевича и один из создателей УНОВИСА («Утвердители нового искусства») и теоретиков супрематизма,



а в 1920 году возглавляет Архитектурную студию УНОВИСА. В 1925–1932 годах уже в Ленинграде Хидекель создает беспрецедентно опережающие время проекты городов будущего – Аэро город, Город на опорах, Плавучий город, Летучий город.



В 30-е годы он активно проектирует и строит, но позднее, не будучи согласным с поворотом архитектурной идеологии в сторону сталинского ампира, уходит на преподавание в ЛИСИ вплоть до конца жизни.
Евреи, жившие в Европе, испытывали трудности со "встраиванием" в национальные культуры европейских государств того времени, в которых установка на национальные традиции исключала участие «деструктивной и нигилистической» еврейской интеллигенции. В этом и одна из побочных - помимо основной, антисемитизма - причин возникновения идеи сионизма в европейском еврейском сознании. В Советском Союзе идеи сионизма не пользовались популярностью до конца 30-х годов, советские евреи активно влились в жизнь, политику и культуру страны, участвовали во всех ее начинаниях.
Таким был и художник Соломон Никритин (1898 - 1965). Он родился в Чернигове в семье предпринимателя, учился в Киевском художественном училище, затем, по рекомендации М.Горького, в частной школе Л.О.Пастернака в Москве. Во время Гражданской войны Никритин участвовал в боях за освобождение Одессы от белых, затем вернулся в Москву и год учился во ВХУТЕМАСе у Кандинского.



В 1922 году он возглавил группу «Метод» («Проекционисты»), рассматривавшую искусство как «науку об объективной системе организации материалов», был проводником идеи "постфутуристического" авангарда.


В 30-х годах Никритин - главный художник Политехнического музея и художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, а во время войны делал "Окна ТАСС".



Постепенно он отошел от увлечения авангардом в станковой живописи и даже начал писать вполне в стиле соцреализма.
Давид Штеренберг (1881-1948), родился в Житомире, был учеником фотографа в Одессе, принимал активное участие в политической жизни, был членом "Бунда". в 1906 году из-за преследований его членов уехал в Вену, затем в Париж, где учился в Школе изящных искусств и в Академии А. Витти.



Штеренберг вошел в круг парижского авангарда, познакомился с А. Модильяни, постоянно встречался с П. Пикассо, начал участвовать в выставках "Салонов". В 1917 году Штеренберг вернулся в Россию, принимал активное участие в организации художественной жизни, занимался вопросами перестройки художественного образования, охраны памятников истории и культуры, входил в еврейские художественные организации и экспонировал свои работы на их выставках.



В годы войны эвакуировался в Иркутск, работал в «Окнах ТАСС». За годы своей художественной жизни стили Штеренберга несколько раз менялись от фовизма, кубизма и кубофутуризма в парижский период, через примитивизм в натюрмортах и жанровых сценках



к экспрессивной живописи во второй половине жизни. В 40-х годах он подвергался критике за формализм, перестал выставляться и вскоре был практически забыт.
Лабас Александр Аркадьевич (1900-1983) родился в Смоленске в семье журналиста и издателя и уже с 6 лет начал заниматься живописью в частной студии. После переезда семьи в Ригу мальчик начинает учебу в Строгановском училище, а с 1917 года обучается в Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС).



Лабас работает художником в 3-й Армии, а затем по приглашению В. Фаворского преподает во ВХУТЕМАСе живопись и цветоведение, оформляет театральные спектакли, вместе с соратниками принимает участи в работе основанного ими "Общества станковистов".



Александра Лабаса потрясали чудеса 20-го века: паровозы, самолёты, дирижабли, корабли. Технические детали ему были не интересны, его увлекал восторг пассажиров, и свой собственный. Дыхание времени он видел не в рабоче-крестьянских победах, а во всём, что движется, плывёт и летит.



Поэтому, судьба художника была предсказуемой. Когда единственно правильным искусством стал соцреализм, Лабаса, в числе многих, отлучили от выставок. И только через тридцать лет Александр Лабас смог показать свои картины зрителям.
Тышлер Александр Григорьевич (1898-1980) родился в Мелитополе в семье ремесленника, учился в Киевском художественном училище, оформлял улицы и площади Киева, а в 1919 году пошел добровольцем в Красную армию. Вскоре после демобилизации поступил во ВХУТЕМАС, в мастерскую В. А. Фаворского. стал членом художественной группы проекционистов,



в 1925 г. присоединился к объединению ОСТ (Общество станковистов). Его работы экспонировались на выставках в Харбине и Дрездене, Лейпциге, Венеции и Риге. Творчество Тышлера с его фантасмагориями было совершенно чуждо духу социалистического реализма, живописец и график, театральный художник и скульптор, фантазер и мечтатель, говорил со зрителем языком метафор.



После 1932 года и до 1964 его живопись не выставлялась, он работал в основном как театральный художник, любимым его драматургом был Шекспир. В последние годы жизни у него иногда появляются еврейские мотивы, отражающие впечатления детства в еврейском местечке.



Пришло время, когда перед большинством художников встает вопрос: не отдаляться от еврейской жизни и еврейских традиций, или утверждаться на позициях радикального авангарда. Одним из тех традиционалистов, для которых превыше всего ценились профессионализм и культура живописи, помноженные на духовные и эстетические ценности еврейского местечка, был Меир Аксельрод (1902-1970), родившийся в местечке Молодечно (Белоруссия). Во время Первой Мировой войны евреев выселяют из прифронтовой полосы – семья находит прибежище в Тамбове. Там он начинает учиться рисованию, переезжает в Минск и зарабатывает на жизнь рисованием плакатов, затем по направлению Штеренберга учится на графическом факультете ВХУТЕМАСа у В.Фаворского.



Аксельрод выставляет работы из серии «Местечко», исполненные во время ежегодных поездок в Белоруссию, получает очень хорошие отзывы, преподает рисунок во ВХУТЕИНе и в Текстильном Институте, много занимается книжной графикой. Его работы экспонируются на крупных международных выставках в Швейцарии, Голландии, Франции, США. В 1941 году пишет эскизы для фильма "Иван Грозный", а в годы войны работает над темой Катастрофы.



С конца 40-х и до 1966 года нигде не выставляется, у него за всю жизнь не было ни одной персональной выставки,



и только в конце жизни художник смог показать большое количество своих работ в ретроспективной групповой выставке в Москве,



а после его смерти, начиная с 1972 года произведения Аксельрода экспонируются по всему миру, которому он оставил огромное творческое наследие.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Как всегда, у вас есть возможность посмотреть клип на тему в сопровождении музыки, в котором в четыре раза больше репродукций картин упомянутых в тексте художников.



Ссылки: http://www.eleven.co.il/categ/2300
http://www.evrey.com/index.php3
http://artandyou.ru/category/history
http://cultobzor.ru/ -
http://www.lechaim.ru/4470
http://www.kommersant.ru/doc/2684435

Источник
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

mojdomletaet: (Default)
mojdomletaet

September 2016

S M T W T F S
    123
45678910
1112131415 1617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 04:35 am
Powered by Dreamwidth Studios